PDA | Сегодня Пятница, 29.11.24, 06:02. Вы: Гость | Регистрация | RSS | Вход




ШГ | ШАДРИНСК ГОРОДОК - Гаев И.М., Перунов В.К., Иовлева В.Н. Шадринские сёла. Село Канашинское.


Гаев И.М., Перунов В.К., Иовлева В.Н. Шадринские сёла.

< Содержание >


Село Канашинское


Документы Верхотурской приказной избы свидетельствуют, что Юрий Никифорович Малечкин был основателем не только Шадринской слободы, но и Канашинской. Первыми жителями Канашей были беглые крестьяне Велико-Устюгского уезда Вологодской губернии. Принадлежали они помещику Павлу Ивановичу Дебособрову. Он отыскал своих крестьян в Сибири, но не принудил к переселению обратно, а оставил за собой право владения ими. После его смерти крестьянами владела его жена и две сестры, а позже — наследники. В 1806 году крестьяне села Канаши откупились от своих помещиков за 15 тысяч 200 рублей и получили вольную. Ещё в нынешнем веке знали, что Чижовы, Веденеевы, Раевы, Воложанины - потомки барских крестьян.

В начале XVIII столетия в селе был деревянный храм в честь святого великомученика Димитрия Солунского, а в 1801 году заложена каменная двухэтажная церковь. Её возвели быстро - за три года из собственного кирпича. Не забыли канашинцы и своих прежних святых Иоанна и Прокопия — чудотворцев Велико-Устюжских. Храм отличался благолепием, особенно красив был иконостас в верхнем этаже.

Главным занятием канашинцев было земледелие. Сеяли пшеницу, овёс, рожь, ячмень, просо, вику, люцерну, суданку, клевер. В каждом дворе имелись кони, коровы, свиньи, овцы, гуси, куры, утки.

Трудолюбивые канашинцы, однако, больше были известны в Сибири промыслами. На рубеже двух последних веков в Канатах было 545 хозяйств, 120 из них считались крупными кожевенными заведениями. Канашинцы ежегодно обрабатывали 400 тысяч кож.

В архивных документах упоминается фамилия Воложанина, дрянновского крестьянина, который в начале сороковых годов прошлого столетия построил три училищных здания в Дрянново, Канашах, Ольховке. Кстати, эти здания по сей день сохранились, в двух из них учатся дети. Правительство отметило благотворительность Воложанина серебряной медалью.

Откуда же Воложанин взял столько денег? Выделывал кожи. В 1850 году завистники сожгли усадьбу Воложанина. На пепелище остались только пять треснувших от огня котлов для выделки кож. Эти пять котлов и давали мастеру такой доход. И это было не удивительно для Канашинского округа. Богато жили канашинцы.


В селе Канаши.

В селе Канаши.


Трудно сейчас представить, что вокруг села работали 100 ветряных мельниц для получения дубового корья, без которого невозможна выделка кож. Но потом Соколов - тоже родом из Канашей - построил первую мукомольную мельницу с механическим двигателем, приспособил к ней дуботолчею, и с тех пор крылатые чудо-мельницы стали вытесняться под напором технического прогресса.

Канашинцы выделывали конские, коровьи, бычьи и даже верблюжьи кожи. Сырьё шло из Тюмени, Петропавловска, Кустаная, Троицка и других мест Урала и Сибири. И отходы от выделки кож не пропадали: мездру продавали Шадринскому клееваренному заводу, шерсть отправляли ольховским пимокатам, хвосты и гривы шли для веревок. 25 семей имели хорошо оборудованные шорные мастерские. Ременная упряжь шла в Сибирь. Металлические изделия (удила, кольца, хомутовые клещи) покупали в Ярославле и в Москве.

Канашинские женщины были искусными ткачихами, ткали домашние «выкладные» половики, коврики.

На продажу готовили много глиняной посуды: корчаги, кринки, латки, кувшины с покрышками, горшки. Этот промысел сохранился почти до середины 50-х годов XX века. Посуда была глазурованной и прочной. Крестьяне окрестных сел с удовольствием покупали её. Изготовляли в селе и кирпич, главным образом для собственных нужд. Был он прочным и дешевым.

В.П.Бирюков в 1926 году отмечал в Канашах 22 промышленных заведения .

В 1932 году МТС из Хлызово перевели в Канаши. В то время в селе было четыре колхоза: «Вольный пахарь», «Революционер», «Коминтерн» и имени Молотова. Всех, кто занимался промыслами, объединили в две артели: «Гигант», в которой выделывали кожи и шили обувь, и имени Крупской - прядильно-ткацкую, которая дошла и до наших дней. К сожалению, другим промыслам, которые веками совершенствовались предками, повезло меньше.



Гаев И.М., Перунов В.К., Иовлева В.Н.
Шадринские сёла. – Шадринск, 1997 г.





Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика