Гаев И.М., Перунов В.К., Иовлева В.Н. Шадринские сёла. |
Село Иванищевское
Исетский край обживался в основном во второй половине семнадцатого века крестьянами из Архангельска и Пскова, Новгорода и Великого Устюга, других мест северо-восточной части России. Талантливые и трудолюбивые, они знали многие ремёсла. Историк и краевед А.Н. Зырянов ещё более ста лет назад отмечал, что «по промыслам и торгашеству первое место занимает Иванищевская волость, самая ближайшая к городу Шадринску».
Село Иванищево расположено к северу от Шадринска на речке Малый Канаш. Название своё оно получило от первого поселенца Иванищева. По другой версии — от Ивана-нищего, не имевшего тягла.
О богатстве села можно судить и по сельским храмам, а в Иванищево их было два. Православный храм был заложен еще в 1767 году. Его иконостас был выполнен в русском стиле, с обилием икон. Кроме того, было устроено две часовни: одна в деревне Чувашевой, другая — в чистом поле по направлению к Шадринску. В селе была открыта церковно-приходская школа на средства Шадринского купца Дмитрия Прусова. Кроме православного (никонианского) храма в селе была единоверческая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Следует отметить, что наличие двух церквей — большая редкость, и не только в Сибири.
Главным занятием населения уже в XVIII веке стали кустарные промыслы. Вторым кожевенным центром (после Канашей) стало село Иванищевское. Здесь 50 хозяйств занималось выделкой кож. Были семьи, которые ежегодно вырабатывали до десяти тысяч кож. Необработанную кожу закупали на Ивано-Крестовской ярмарке, в Ишиме, Петропавловске, Кургане. Обрабатывая кожу, получали юфть белую, юфть черную, подошву, овчину дубленую и сыромятную. Места сбыта: Тобольская и Тюменская губернии, Нижегородская ярмарка. Иванищевская волость стала и центром чеботарного производства. Больше всего производилось кожаной обуви в Груздевой и Малом Беркуте (этих деревень уже больше не существует). А в Сосново только десять семей находили другие средства к жизни, все остальные шили обувь. В Сибири на сосновскую обувь был значительный спрос.
В деревне Агапиной всё население (50 дворов) было занято кузнечным делом. Что изготовляли? Ножи, ножницы, долота, скобы, путы конские, боронные зубья и многое другое. Журналист В.А. Солдатов рассказывал, что в 1934 году в деревне Агапино никто не жил, все дома были пустые. Куда делись агапинцы? Может быть, ещё живы очевидцы, которые могут раскрыть тайну исчезновения агапинцев?
В 1934 году, уплатив Иванищевскому сельскому Совету десять тысяч рублей, в Агапино разместился конезавод. Через год новые жильцы уже имели свою радиостанцию, киноустановку. Коневоды считали, что у них были разумные руководители.
Иванищевцы — искусные шорники. Кустари работали по заказам (и с предоплатой) из Петропавловска, Барнаула, Томска, а больше всего из Иркутска.
Акмолинская и Тургайская губернии, Кустанай, Пермь, Тобольск знали иванищевские, так называемые "крестьянские', душистые, мягкие, вкусные пряники. Девять тысяч пудов пряников уходило по Сибирской торговой линии.
Не было забыто и традиционное ремесло жителей этой округи — выделка глиняной посуды. Искусные гончары, а ими были женщины деревень Чувашевой и Ганиной, изготовляли кринки, корчаги, латки, тарелки из ганинской глины. Да так много, что продавали на ярмарках Шадринска, Крестовско-Ивановской, в Далматове.
Благодаря развитию ремёсел и хорошо поставленной торговле население Иванищевской волости жило зажиточно. Земское начальство ещё в конце прошлого века беспокоилось, что ремесла развиваются в ущерб земледелию.
В настоящее время больше всего безработных среди жителей сёл Шадринского района в Ганино.
Гаев И.М., Перунов В.К., Иовлева В.Н.
Шадринские сёла. – Шадринск, 1997 г.