Гаев И.М., Перунов В.К., Иовлева В.Н. Шадринские сёла. |
Село Сухринское
Село Сухринское — в прошлом центр Сухринской волости. Село основано в 1680 г. На 1 января 1681 года значилось пять дворов. В переписи 1710 года упоминалось 69 дворов, а в 1770 уже было 112 дворов. Так быстро в благоприятном для здоровья крае разрасталось сухринское поселение. Основателями села были Спицыны — выходцы из Устюга Великого.
В 1689 году в центре села построена деревянная церковь во имя святой великомученицы Параскевы. В сухринский церковный приход входили село Сухрино, деревни Синицкая, Воробьевка, Ивачева, Кушва. В 1818 г. в селе заложен каменный двухэтажный храм. Иконостас, выполненный в русско-византийском стиле, отличался изяществом и пышностью украшений.
В 1822 г. была открыта двухклассная школа. Обучалось в ней 39 мальчиков и 21 девочка. Кроме того, в 1877 г. была открыта школа грамотности и в д. Воробьевой.
Черноземная и изредка супесчаная почва отличается плодородием, поэтому испокон веков сухринцы занимались земледелием и выращиванием овощей.
Однако больше всего сухринцев в прошлые века на Урале и по всей Сибири знали как мастеровых людей. Сухринская волость, пожалуй, была знаменита больше всего овчинно-шубным делом. Сухринцы были большими мастерами по выделке овчины, а дешевые крестьянские дохи шили из собачьих шкур. Дело было поставлено так широко, что закупка материала происходила в Троицке, Кустанае, Тобольске, Томской губернии. Вот куда ездили сухринские мужики! Перешитая овчина расходилась по уральским заводам, в Сибирь через ярмарки в Крестах, Далматове, Челябинске. Было время, когда наши предки красовались в своих полушубках, борчатках, легких и красивых дохах. К стыду нашему, мы сейчас «оболоклись» в дешевые китайские пуховики.
В Сухринской волости производили экипажные дроги, «дрожки», «ходки», как у нас называют. 25 тысяч дрог Шадринские торговцы закупали у местного населения и продавали в Кустанае, Акмолинске.
|
Раньше, мы это помним, в каждом дворе были короба, сплетенные из ивовых и черемуховых прутьев. На все случаи жизни были нужны легкие, вместительные короба. В семьях сухринцев вырабатывалось их до 50 штук. Оковкой коробов и кошев славились замараевцы.
Кудельное дело — старинное дело жителей Шадринского уезда. Сухринские женщины были большими мастерицами в производстве льняной кудели и тонкой пряжи из нее. В 1909 году тюриковский смышленый мужик Бутаков Дмитрий Иванович построил на окраине Шадринска прядильно-ткацкую фабрику, которая обрабатывала до 75 тысяч пудов кудели в год. Материал поставляли в основном жители сел Приисетья.
Каждая сухринская семья держала много домашней птицы, поэтому сбор и переработка перового и пухового сырья были доходным промыслом. Еще в 1925 году в Сухрино существовала фабрика по переработке пуха и пера со 136 работающими. 34 работника были шадринцами и на работу в Сухрино ездили из города.
Можно сделать вывод, что в прошлом сухринцы были трудолюбивы, деятельны, имели живинку в деле, поэтому и село процветало.
Последняя попытка возродить традиционные промыслы была в 60-е годы XX столетия. Такунцев Егор Петрович и Бастрыков Иван Игнатьевич, поощряемые правлением колхоза, делали сани, телеги, другой необходимый инвентарь. Они состарились, и дело на этом закончилось. С горечью мы читали объявление Шадринского городского суда о публичных торгах на незавершенный комплекс по изготовлению колбас и других изделий в селе Сухринском.
Настанет время, в это надо верить, славные традиции прошлого будут возрождены, и село Сухринское, как и в прошлые века, будет вновь знаменито работящими и предприимчивыми людьми.
Гаев И.М., Перунов В.К., Иовлева В.Н.
Шадринские сёла. – Шадринск, 1997 г.