Гаев И.М., Перунов В.К., Иовлева В.Н. Шадринские сёла. |
Малая родина
Русские люди из Пскова, Новгорода, Архангельска, Вологды, Великого Устюга, Перми осваивали Зауралье в течение XVII-XVIII веков. Приходили, чтобы быть свободными от крепостного права. Манили их плодородные земли Приисетья. Переселенцы знали кожевенное, сапожное, пимокатное, экипажное и другие ремёсла. В Сибири, куда шли в основном промышленные товары умельцев Шадринского уезда, высоко ценили канашинские полушубки, борчатки, дохи; иванищевские пряники доходили по сибирской торговой линии до Иркутска; Ольховскими пимами и унтами торговали в Якутске; ермаковские гребни не имели конкуренции в азиатской части России; макаровские и батуринские кружева с успехом расходились по промышленному Уралу.
Мы рассказали в газете «Исеть» об истории возникновения и развития наиболее крупных поселений Шадринского уезда.* Работая над архивными документами, пришли к выводу, что каждое село имело своё лицо, свой характер, свои особые жизненные интересы. А всех их объединяло одно стремление: в столь благодатном крае жить можно лучше. Предки наши были предприимчивы, трудолюбивы, с живинкой в деле. Не случайно Шадринск во все времена был административно-хозяйственным, торговым и культурным центром Зауралья.
В каждом селе были активные организаторы крестьянской жизни. Красномыльцы, к примеру, до сих пор помнят Фёдора Александровича Булычева. Он, глава многодетной семьи, много читал, выписывал газеты и журналы. Был первым садоводом в Красномылье. Основал кредитное машинное товарищество, которое покупало вскладчину жатки, молотилки, веялки. Кооператоры построили мастерские для ремонта сельхозинвентаря. Булычев вместе с кооператорами провёл телефон из Шадринска. Осенью 1918 года Фёдор Александрович заразился холерой и умер. Смерть его оплакивал весь Шадринский уезд. Своими делами он на полвека шагнул вперёд.
Архивные материалы свидетельствуют, что необычайно высоким стимулом в развитии сельскохозяйственного производства и ремёсел была торговля С 1792 года в Шадринске действовала летом Петровская ярмарка, осенью -Михайловская, чуть позже открылась и Афанасьевская. Были торжки, лавки и базары, которые зародились вместе с основанием слободы. Так, крестьяне уезда на этих ярмарках продавали сукна до одного миллиона аршин и до трёх миллионов аршин холста в год. В селе Маслянском тоже открывалась ярмарка три раза в году, в Песчано-Таволжанском были определены базарные дни и трёхдневная Введенская осенняя ярмарка, на которую охотно и с товаром приезжали казахи, бухарцы. В Красномылье постоянно были открыты 22 лавки. И так в каждой волости и в крупном селе. А во время Крестовско-Ивановской ярмарки даже открывались отделения государственного, Волжско-Камского, Сибирского и Тюменского коммерческих банков.
Остались ли в нашем характере, в наших житейских делах те принципы предков, исполняя которые мужчина просто обязан обеспечить дом материально и устроить его обитателей нравственно? Было время, когда самым позорным преступлением считали лень и безделье.
Курганский социолог Николай Горин написал по результатам исследований адаптации провинциального населения к проводимым реформам книгу под названием «Страна под именем Провинция». Вывод ошеломляющий – Курганская область типично депрессивная. Депрессия – в переводе на русский язык – означает угнетённое, подавленное состояние.
На экономический шок курганцы ответили экономическим «замиранием»; то есть, как считает Горин, работоспособные люди стали сидеть и ждать, когда придут лучшие времена. Наша печать неоднократно писала о глубокой экономической пассивности жителей села Сухрино, о развале там сельскохозяйственного производства. Надо вспомнить: в прошлом Сухрино было самым богатым селом в уезде. Недавно газета «Шадринский курьер» радостно сообщила, что к руководству Сухринским сельскохозяйственным кооперативом пришли новые способные люди. И ещё один пример. Колхозу «Речной» исполнилось 15 лет. Это одно из лучших хозяйств Шадринского района. В годы развала сельского хозяйства «Речной» увеличивает поголовье скота, увеличивает пахотный клин, создаёт новые вспомогательные отрасли. Колхоз построил новую школу, детский сад, столовую, пекарню, улицу новых жилых домов. Горожане-шадринцы покупают доброкачественную молочную продукцию уже в двух верхозинских магазинах. Рассказывают, что председатель колхоза Владимир Валерьевич Осокин одно время принимал решение уехать в другой район области. Что же сделали верхозинцы? Всем миром просили его жить и работать с ними. Собирая материал по истории Шадринских поселений, мы использовали труды нашего выдающегося земляка Владимира Павловича Бирюкова, а так же работы Николая Герасимовича Половникова, Виктора Павловича Пузырёва, Петра Прокопьевича Воронова, Иды Александровны Веретновой.
Великое наше желание, чтобы дело сбережения памяти событий прошлого и дней современных было частью работы и сельских администраций, и сельских школ. Надо иметь своих летописцев. В Чехии, например, ещё в 1920-е годы был принят закон «О хрониках», действующий по сей день. Законом предписывалось каждому населённому пункту в обязательном порядке вести местную «Хронику», то есть отмечать в специальной книге все важнейшие события - от свадеб до решений деревенских сходов. Книгу ведёт утверждённый мэром хроникёр, а первый урок в школах в начале учебного года начинается с чтения «Хроники».
Есть надежда, что память о одарённых и работящих прародителях не закончится в нашем поколении. Что резкие слова об «Иванах, не помнящих родства» не о нас, шадринцах.
Мы хотим в серии очерков рассказать об истории наиболее крупных сёл Шадринского района, о делах и стремлениях основателей наших родовых корней.
Гаев И.М., Перунов В.К., Иовлева В.Н.
Шадринские сёла. – Шадринск, 1997 г.