Альманах «Шадринская старина — 2010» // К 120-летию со дня рождения К.Н. Донских
Статьи К.Н. Донских в шадринских газетах.
Наш город в живописи
Вид Шадринска на полотне был запечатлён молодым Я.Г. Хапаловым в 1860-х гг. Картина изумила талантливостью исполнения академика исторической живописи Ф.А. Бронникова, который взял Я.Г. Хапалова с собой в Рим. К несчастью, здоровье художника рано было подорвано туберкулёзом, и он вскоре там и умер на руках своего покровителя. Шадринск на картине изображён видом с юга, с Исети: просматривается весь город, высокий красивый собор, старый мост с рёлками, на которых были кузницы, набережная, а на ней и за ней дома.
В 1926 г. с Увалов писал вид Шадринска художник А.П. Давыдов. Работал он в ясные летние дни, когда город раскрывался весь, как на ладони. По сравнению с картиной Я.Г. Хапалова видно, что за 60-70 лет город значительно разросся. Его окружает зелёная кайма леса, а за ней - холмы на севере, которые заметны далеко с Увалов. Шадринск на картине Давыдова изображён именно таким, каким его впервые увидел Всеволод Иванов, о чём он писал в своих автобиографических записках. Писателя, как уроженца голых степей, город поразил своей красотой и массой зелени.
Жизнь и творчество А.П. Давыдова протекали в советское время. Его картины находятся во многих музеях. Он был участником ряда художественных выставок как местных, так и республиканских. С 1941 по 1945 г. А.П. Давыдов был председателем Свердловского отделения Союза художников. За пятьдесят лет своего творческого горения он оставил большое художественное наследство, которое почти целиком относится к изображению природы, жизни и быта Урала и Зауралья. Помимо того, А.П. Давыдов явился прекрасным организатором творческой работы художников и своих учеников.
Шадринский рабочий. 1968, 7 апреля.
Место встреч ссыльных
До создания в Шадринске публичной библиотеки в городе была только одна библиотека при уездном училище, но ею пользовались только учителя и учащиеся, причём последних было очень мало (иногда полный курс училища оканчивали менее десяти человек).
Открытие публичной библиотеки было большим событием не только для самого города, но и его уезда. Талантливый публицист и краевед, неутомимый деятель просвещения родного края А.Н. Зырянов передал земству всё свое собрание для открытия библиотеки, которое состояло из 1175 книг, 50 брошюр и 2229 номеров газет. Это кажется не так много, но «мал золотник да дорог», потому что собрание Зырянова состояло из ценных изданий и тщательно подобранных за многие годы, отражавших передовую общественную мысль.
В лице своих библиотекарей и покровителей библиотека нашла продолжателей демократических и прогрессивных традиций её основателя. Одной из первых библиотекарей была Б.И. Богданова, связанная с высланными царским правительством польскими и русскими революционерами. Постоянными читателями были политические ссыльные, для них библиотека являлась местом встреч. Покидая ссылку, они сохраняли добрую и хорошую память о шадринской библиотеке, о её на редкость тогда богатом книжном и журнальном фонде.
Библиотека имела печатные каталоги, а один из первых включал в себя все романы, повести и рассказы, всю художественную литературу русскую и переводную с иностранных языков, помещённую в толстых журналах. Большим другом библиотеки, отмечает историк нашего города М.С. Кашеваров, позднее заведующий Свердловским областным архивом, был П.А. Астафьев - председатель Шадринской земской управы. Им были составлены три левых каталога: один основной и два дополнительных, в общей сложности 551 страница, приведены статистические данные по названию и числу книг.
Общее число книг в 1915 году составляло 8420, не включая журналы, которых тоже было несколько тысяч. В библиотеке было много литературы передовых революционных издательств, как О.Н. Поповой и Ф.Ф. Павленкова, книги которых подвергались неоднократному преследованию цензуры и даже уничтожались, а Павленков сослан за свои издания в Пермь. Пользовавшаяся исключительной популярностью павленковская серия «Жизнь замечательных людей» была в полном комплекте в шадринской библиотеке — около 200 книжек. В советское время в расширенном виде её продолжил М. Горький, как основатель и редактор в издательстве «Молодая гвардия».
Книги и журналы, запрещённые в пользовании библиотек, библиотекари скрывали и прятали, давая их только надёжным читателям.
Шадринский рабочий. 1976, 25 апреля.
Так было
«Из детских посещений театра середины 1890-х гг. невольно вспоминаю сумеречный зал театра, ярко освещённую сцену, на ней сад, а в середине сада — вишнёвый куст со спелыми вишнями.
Из постановок того времени нельзя не упомянуть пьесу Найдёнова «Непогребённые», которая игрой артистов, а особенно главного героя тирана-алкоголика, произвела на меня такое ошеломляющее впечатление, что я не видел различия между сценой и зрительным залом.
С Великой Октябрьской социалистической революцией в театр пришли новые культурные силы, они стали ставить советские пьесы с серьёзной, тщательной и углублённой постановкой. Из той поры выделяется «Рычи, Китай!» Исполнением пьеса целиком захватила публику и была встречена овациями зрительного зала.
Большой также интерес представляла инсценировка известного романа «Овод» Войнич. Игра Овода была настолько вдохновенна, что в последней сцене драмы артист, как говорится, превзошёл самого себя. Один из зрителей так был увлечён его игрой, что ринулся на сцену, чтобы расправиться с палачами, расстрелявшими Овода. Зрителя-партизана едва удержали соседи от его неистовства, а в зрительный зал вынуждены были дать свет.
Большой популярностью среди публики пользовалась пьеса Аверкиева «Каширская старина»: она все время шла с аншлагом у кассы театра «Билеты проданы». Русская пляска в конце с яркими русскими же костюмами вызывала все время восторг публики, требовавшей неоднократного её повторения.
Советская власть дала театру вторую жизнь. И он бурно, творчески развивается. Ветераны сцены передают свой опыт молодым, а молодые сами, усваивая их опыт и уже самостоятельно работая, творчески растут и создают наше славное великое будущее».
Шадринский рабочий, 1977, 14 января.
«Шадринская старина — 2010». [С. 20-22]